Контекстный интернет-поиск в российских судах: не посеял – не пожнешь

Александр Глушенков, адвокат

Отечественное правосудие вскоре рассмотрит первое дело об использовании товарного знака в качестве ключевых слов при контекстном поиске в Интернете. Российский производитель молочных продуктов – бренд не упоминаю, чтобы не делать ему дополнительную рекламу – за несколько дней до нового года предъявил иск сразу к трем ответчикам: своему прямому конкуренту, размещающему рекламу в интернете, а также компаниям Google и Яндекс.

Ответчик разместил в обеих поисковых системах рекламные объявления по ключевой фразе, где значилось наименование бренда истца, чем, по мнению последнего, грубо нарушил его права. Таким образом, нас теперь ожидает весьма интересное судебное разбирательство.

Представляется совершенно логичным, что правообладатель хочет наказать тех, кто пользуется известностью товарного знака. Ведь в создание, продвижение и закрепление в сознании пользователей продукции уважения и доверия к бренду вложены определенные силы, ресурсы и время. И вдруг приходит посторонний, который за просто так хочет эксплуатировать известность чужого обозначения.

Вот и в случае с контекстным поиском кто-то посторонний берет «чужие» обозначения и использует их в своей рекламной кампании. Причем делается это довольно хитро — напрямую в тексте объявления этих слов нет и, поэтому, возникает иллюзия, что и нарушения закона тоже нет. Хотя пользователь набирает в поисковой строке слова, являющиеся зарегистрированными товарными знаками. И выдача поисковых результатов сопровождается рекламой конкурентов. Притом, что, как мы уже отметили, в тексте самой рекламы спорных обозначений нет. Но при всем этом использование обозначений происходит! А вот это уже напрямую запрещено гражданским законодательством.

Абсолютно правильно предъявление иска к компании, которая использует в контекстном поиске ключевые слова, зарегистрированные в качестве товарных знаков. Ведь эта компания сознательно выбирает данные обозначения (заметьте – чужие) для привлечения внимания к своим товарам и услугам. Это — прямое нарушение и буквы и духа закона.

И правильно, что кто-то первым набрался смелости и решил довести это дело до суда.

Но правильно ли в данном случае предъявлять претензии поисковым машинам? Несут ли ответственность Google и Яндекс за выбор и действия рекламодателя? Могут ли поисковые машины считаться нарушителями прав на товарные знак?

Ответы на эти вопросы не такие однозначные. Зарубежная практика в отношении той же компании Google разворачивалась от признания того, что Google несет ответственность за всё до весьма вольных трактовок, что, например, «компания Google не нарушает прав на товарный знак, позволяя рекламодателям выбирать в сервисе AdWords слова, соответствующие товарным знакам».

Мое личное мнение — поисковые сервисы сами по себе не могут нарушать права владельцев товарных знаков – ведь выбор ключевых слов, при которых будет происходить показ объявлений, осуществляет рекламодатель. Причем этот выбор может быть сделан в любом режиме, в любой стадии рекламной кампании и безо всякого участия поисковой машины.

Более того, Google и Яндекс не могут контролировать все действия пользователей и запрещать кому-либо выбирать те или иные ключевые слова. Кроме того, это функция патентного ведомства, а не поисковой службы – определять, какие обозначения тождественны или сходны до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками.

Но вот реагировать на обоснованные заявления правообладателей нужно всегда. И если владелец товарного знака обращается к поисковому сервису и сообщает о незаконном использовании товарного знака, меры по пресечению нарушений принимать просто необходимо.

В любом случае у нас есть счастливая возможность понаблюдать за ходом этого судебного процесса и за созданием важного прецедента. Дело, если кто не в курсе, примерно через месяц будет слушаться Арбитражным судом города Москвы.

Источник