Изменения в избирательном законодательстве

Некоторые существенные моменты, которые надо учитывать.
1. Полномочия доверенных лиц сократили. Теперь их полномочия прекращаются вместе с окончанием агитационного периода. Это значит, что в день голосования они уже не смогут официально представлять интересы кандидата на избирательных участках. То есть практика, когда доверенных лиц использовали в составе «группы реагирования» и направляли на тот или иной УИК, если там возникали проблемы, сейчас будет прекращена. И доверенные лица уже ничем не смогут помочь во время голосования и подсчета голосов.
2. Определили максимальную стоимость одного агитационного материала, который можно вручить избирателю. Это не более двух процентов величины прожиточного минимума. По России. То есть стоимость одного экземпляра не должна превышать 287 руб. 50 коп. Весьма разумное ограничение. Хотя уже давно всем было понятно, что смысла в «дорогих» материалах нет никакого. Более того, это будет хорошим поводом ограничить некоторые замашки самолюбования кандидатов. В моей практике был случай, когда кандидат очень хотел издать книгу о себе любимом. При этом все доводы политтехнологов о том, что никто это читать не будет и агитационный эффект от этого будет в лучшем случае нулевой, кандидат оставлял без внимания. В итоге эта книга как АПМ была подготовлена, напечатана, но дальше склада АПМ никуда не ушла…
3. Введен запрет на размещение предвыборной агитации, с использованием информационных ресурсов, доступ к которым ограничен Роскомнадзором. В первую очередь это касается соцсетей, которые входят в детище Марка Цукерберга. Но это еще не все. Есть масса других ресурсов, таких как редакции СМИ, которые тоже попадают под эти ограничения. Так вот любая информация, которая будет размещена на таких ресурсах о кандидатах, с высокой долей вероятности, будет признаваться агитационной в пользу таких кандидатов, со всеми неблагоприятными последствиями.
4. В помещении для голосования должны быть определены места для наблюдателей и представителей СМИ. Казалось бы, это позволит четко определить положение наблюдателей на избирательном участке. Но на самом деле это приведет к тому, что это превратиться в своеобразный «загон» для наблюдателей, причем в самом неудобном месте, а любые попытки наблюдателя переместиться из этого места будут жестко пресекаться. И раньше было сложно убедить членов комиссии, что наблюдатель может исполнять свои обязанности на всей территории избирательного участки и помещения для голосования, то теперь для ограничений прав наблюдателя будет еще больше «законных» оснований.
5. Кандидата обязали представлять сведения о возникновении судимости в период избирательной кампании не позднее следующего дня. Вот этой нормы реально не хватало. О полученной судимости кандидат как бы не должен был сообщать. И у меня даже были судебные процессы, когда мы пытались снять кандидата, который получил судимость уже в период выборов и само собой ничего не сообщил об этом.